+7 (3412) 906-234
ПЛАНЕТАРИЙ ИЖАСТРО
Содействуем развитию и совершенствованию астрономического образования в Удмуртии

Нужна ли астрономия в школе?

Нужна ли астрономия в школе?

Засов Анатолий Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, член редколлегии журнала «Физика в школе», специалист по изучению внегалактической астрономии

Особенность астрономии в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, а значит, формирует общее представление об окружающем мире, его познаваемости и его неразгаданных тайнах, о нашей Земле как небольшой планете в безграничной Вселенной. Вопрос в том, нужно ли все это современной и без того перегруженной непонятно чем школе.
Мой ответ определенный: да, нужно. Причем астрономические представления об окружающем мире должны в той или иной форме прививаться в течение всего школьного обучения. Поскольку с различными небесными явлениями человек сталкивается с детства, а качественной или чаще некачественной астрономической информацией забит интернет, знакомство с элементами астрономии необходимо на различных уровнях доступности: от уровня детского восприятия до серьезного физико-математического подхода, реализуемого лишь в выпускных классах. Эта многослойность — важная особенность астрономии, благодаря которой легче пробудить интерес к познанию, к науке в широком смысле этого слова.

Я бы выделил здесь несколько важных моментов. Вот, на мой взгляд, для чего необходимо астрономическое образование (помимо простых объяснений наблюдаемых явлений на небе):

1. Иллюстрация того, как «работают» известные законы физики вне Земли. Демонстрация универсальности физических законов, возможности физического объяснения наблюдаемых явлений не только на Земле, но и в космосе.
2. Знакомство с быстроразвивающейся в наше время «космической» сферой деятельности человечества, в которую вовлечены все более-менее развитые страны и на которую тратятся большие средства (не только научные космические исследования, но и космическая связь, навигация, экономика, оборона, высокие технологии).
3. Удовлетворение естественной юношеской любознательности, формирование научного представления об окружающем мире и воспитание интереса к процессу познания природы (а через астрономию — к другим наукам).

Что мы имеем на сегодня? С астрокосмическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В разгаре двадцать первый век. В стране, открывшей миру дорогу в космос, астрономия фактически выдавлена из школы как ненужный предмет. При этом изучение других естественных наук также сведено к минимуму, а научная и мировоззренческая безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. И это в то время, когда в мире происходит быстрое развитие физики, астрофизики, прикладной астрономии. Все фундаментальные физические теории проходят астрономическую проверку. За работы в области астрофизики выдаются Нобелевские премии. В космических исследованиях, в астрономических наблюдениях — наземных и/или внеатмосферных — участвуют все сколь-нибудь развитые в техническом отношении страны. Реализуются международные проекты создания гигантских высокотехнологичных наземных инструментов, открывающих новые возможности изучения Вселенной, из них четыре — стоимостью более миллиарда долларов: недавно созданный в Чили субмиллиметровый телескоп ALMA, проект европейского супергигантского телескопа E-ELT, американского гигантского обзорного телескопа LSST, международный проект всеволнового радиокомплекса SKA из нескольких тысяч отдельных радиоантенн. Участие России в этих проектах проблематично. Мало кто у нас вообще слышал о них.

В советское время был обязательный предмет — астрономия — в выпускном классе, и вели его чаще всего учителя физики, что вполне естественно. Но, поскольку на выпускных экзаменах вопросы по астрономии отсутствовали, а готовиться к экзаменам было необходимо, преподавание астрономии, особенно в конце года, часто было лишь формальным. Замечу, что куцый заключительный астрономический раздел современной программы по физике для выпускного класса имеет тот же недостаток, и на практике он нереализуем. Конечно, отдельный курс астрономии все же лучше, чем его полное отсутствие в абсолютном большинстве современных школ и гимназий. Но время ушло, и даже если этот предмет возродить снова, то окажется, что нет ни подготовленных учителей, ни методических материалов, ни достаточной мотивации для этих уроков, ни времени для них.

Как наилучшим образом выйти из положения, я не знаю. На мой взгляд, учитывая разнообразие российских школ и школьных программ, можно в зависимости от реальных условий рассмотреть несколько вариантов. Например, ввести, как это некоторыми предлагается, обязательный интегрированный курс под названием «Астрономия и космонавтика», или, что правильнее, «Астрономия и освоение космоса» (учебники и методические материалы можно создать за 1-2 года), либо разработать отдельный описательный курс астрономии для 8 или 9 класса с последующим обязательным включением элементов астрономии в курс физики для выпускных классов, причем не только в качестве заключительного раздела. При этом в школах с углубленным изучением естественных наук в старших классах предмет «астрономия», я считаю, должен быть обязательным.

Наконец, самое важное.

Астрономия — не изолированная дисциплина. Астрокосмическое образование в школе не поднять, даже если ввести отдельный обязательный курс, если при этом, например, будет убита или предельно упрощена школьная физика или математика, что сейчас представляется вполне реальным, и восторжествует узкопрагматичный взгляд на то, чему надо учить. Речь идет о достойном месте естественных наук в школе, о престижности науки в общественном сознании. От того, как будет решаться этот вопрос, во многом зависит воспитание нового поколения, не говоря уже о научно-техническом потенциале страны и, в конечном счете, о ее будущем.

По материалам сайта http://postnauka.ru